Разработанные инновационные продукты
Разработанные инновационные продукты
Специализированные классы
Проект "Специализированные классы на территории Новосибирской области" реализуется с 2010 года и направлен на раннюю профилизацию обучающихся. МАОУ "Лицей № 176" включился в данный проект с 2016 года. В 2022-2023 учебном году на площадке лицея открыты 10 специализированных классов.
Специализированные классы в 2022-2023 учебном году Класс Специализация Проект Количество человек 5Б Авиастроительный Федеральный проект «Инженерные авиаклассы», региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 29 7А IT-направленность Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 23 7Б Инженерно-технологический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 26 8А IT-направленность Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 26 8Б Инженерно-технологический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 24 9А IT-направленность Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 20 9Б Инженерно-технологический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 21 10А Инженерно-технологический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 30 10Б Педагогический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 20 11А Инженерно-технологический Региональный проект «Специализированные классы общеобразовательной организации на территории Новосибирской области» 24 Всего в 2022-2023 учебном году в специализированных классах обучается 243 человека. IT и инженерно-технологические классы Специализированные инженерные классы открываются с целью создания условий для поддержки и развития наиболее мотивированных, способных и одарённых детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий. Учебный план специализированных инженерных классов включает в себя две части: основное образование и внеурочная деятельность. Основное образование включает в себя в IT и инженерно-технологических классах углубленное изучение математики и информатики, а также расширенное изучение предметов, поддерживающих инженерный профиль: физика, технология. Внеурочная деятельность в IT и инженерно-технологических классах специализированных классах релевантна сквозным цифровым технологиям и предполагает наличие обязательных предметов и предметов по выбору обучающихся, включая программирование, робототехнику, курсы по математике, физике, исследовательскую и проектную деятельность, инженерное дело и техническое творчество, 3D-моделирование. Каждый курс заканчивается проектом, либо компетентностным испытанием. Все учащиеся специализированных классов обучаются на основании Индивидуальных образовательных траекторий, согласованных с учащимися и родителями. При формировании индивидуальных образовательных траекторий обучающимся и родителям предоставлена возможность «конструировать» внеурочную деятельность в соответствие со своими предпочтениями. Приложением к индивидуальной образовательной траектории является индивидуальное расписание обучающегося, в которое включаются также внеурочные занятия по выбору. Для работы с учащимися привлекаются на постоянной основе и в рамках каникулярных проектных школ преподаватели и студенты СПО и Вузов: НГТУ, НГПУ, Новосибирского промышленного колледжа и др. А также ведется совместная работа с центрами: НИМРО, НИСО, РРЦ «Альтаир», ГАУ ДПО НСО «Новосибирский центр развития профессионального образования», «Кванториум», «IT-куб» и др. Кроме того, лицей имеет широкую интеллектуальную и социальную партнёрскую сеть, куда входят средние профессиональные образовательные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия из реального сектора экономики, что позволяет осуществлять непрерывность образования в системе «Школа-СПО-ВУЗ-Предприятие». Ежегодно обучающиеся специализированных классов показывают высокие результаты, становятся победителями и призёрами олимпиад, конкурсов и соревнований различных уровней, поступают в ведущие технические ВУЗы и становятся высококвалифицированными специалистами. Специализированный инженерный класс авиастроительной направленности
В 2022-2023 учебном году впервые на площадке МАОУ «Лицей № 176» открыт специализированный класс Авиастроительной направленности. Модель 5-го специализированного инженерного класса авиастроительного направления в МАОУ «Лицей № 176» города Новосибирска разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» и строится на основе методических рекомендаций по созданию инженерных классов авиастроительного профиля в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации (письмо министерства просвещения Российской Федерации от 28.03.2022 № АБ-732/05). Цель проекта «Авиастроительный инженерный класс» на базе МАОУ «Лицей № 176»: создание непрерывной системы подготовки кадров для авиационной отрасли благодаря формированию эффективной профильной предпрофессиональной образовательной среды в МАОУ «Лицей № 176» города Новосибирска посредством интеграции общего и дополнительного образования, привлечения во взаимодействие индустриальных партнеров, вовлечения обучающихся в естественно-научную учебную и внеучебную деятельность для формирования у них инженерных технологических и цифровых компетенций и построения осознанной образовательной и профессиональной траектории в области авиастроения с дальнейшим трудоустройством в компании индустриальных партнёров. Специализированный класс педагогической направленности
Педагогический класс создан с целью обеспечения условий для поддержки наиболее способных и высокомотивированных детей, самоопределения и самореализации из личности, нового качества и результата общего образования, обеспечивающего формирование устойчивого интереса к педагогической профессии и непрерывность педагогического образования. Цель основной общеобразовательной программы педагогического класса: создание непрерывной системы подготовки педагогических кадров благодаря формированию в лицее эффективной профильной предпрофессиональной образовательной среды посредством интеграции общего образования, среднего и высшего профессионального педагогического образования, вовлечения обучающихся в педагогическую учебную и внеучебную деятельность для формирования у них современных компетенций учителя и построения осознанной образовательной и профессиональной траектории в области педагогики с дальнейшим трудоустройством в образовательные учреждения города Новосибирска, Новосибирской области; становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности; осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития. В программу педагогического класса также встроены компоненты инженерного образования (обучение цифровым технологиям в педагогике, участие в олимпиадах, конкурсах и образовательных событиях инженерной направленности ).
Инженерная профильная смена "Кампус молодежных инноваций"
Федеральный проект «Кампус молодёжных инноваций» был реализован в 2019-2020 учебном году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на средства гранта на реализацию мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий». В смене приняли участие 300 школьников города Новосибирска, Российской Федерации и ближнего зарубежья. В рамках профильной смены, совместно с интеллектуальными и индустриальными партнёрами, были реализованы проекты по направлениям «Беспилотный транспорт», «Интернет вещей», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машинное обучение и большие данные», «Подводная робототехника», «Автономные транспортные системы», «Новые производственные системы», «Авиамоделирование». Проекты защищались в формате стендовой защиты и получили высокую оценку экспертного жюри. Лучшие участники смены приняли участие в международном кейс-чемпионате, прошедшем в г.Севастополь (Крым).
Проект "Кампус молодёжных инноваций"
Кружки по цифровым технологиям "ЛИМ - логика, информатика, математика"
Проект по цифровым технологиям «ЛИМ – логика, информатика, математика» реализован в 2020-2021 учебном году в рамках мероприятия «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В рамках проекта 300 обучающихся 7-11 классов города Новосибирска прошли обучение на площадке МАОУ «Лицей № 176» по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам углубленного уровня «Разработка виртуальной и дополненной реальности» и «Искусственный интеллект». Участники на выходе создали групповые проекты IT-направленности, которые защитили перед экспертным жюри. Самые продвинутые ребята были приглашены на стажировку в IT-компанию. Кроме того, кружковцы прослушали лекции учёных и специалистов из реального сектора экономики по актуальным вопросам развития цифровых технологий, приняли участие в олимпиадах, конкурсах и хакатонах по программированию, 3D-моделированию, разработке виртуальной и дополненной реальности.
Проект "ЛИМ - логика, информатика, математика"
Окружные соревнования по подводной робототехнике
Окружные соревнования по подводной робототехнике (Сибирский Федеральный округ) проводятся на площадке МАОУ «Лицей № 176» 2 года. Региональным координатором соревнований является преподаватель лицея Ряскина Светлана Сергеевна. Данное мероприятие реализуется в рамках проекта Кружкового движения НТИ «Инженерные конкурсы и соревнования по морской робототехнике» совместно с Центром развития робототехники города Владивостока. В 2021-2022 году в окружных соревнованиях приняли участие около 100 человек в трёх возрастных группах: обучающиеся начальной школы в направлении «Погружение в подводную робототехнику» (телеуправляемые необитаемые подводные аппараты - ТНПА), обучающиеся среднего звена в направлении ТНПА и старшая возрастная группа в АНПА (автономные необитаемые подводные аппараты). Помимо участников из г. Новосибирска были команды из Красноярска, Томска и г.Асино. Победители и призёры окружных соревнований достойно выступают на всероссийском и международном этапах конкурса.
Справочно: в ноябре-декабре 2022 года на площадке МАОУ «Лицей № 176» прошла Всероссийская школа наставников по подводной робототехнике, кружок по подводной робототехнике 2 года является победителем и призёров Всероссийского конкурса кружков.
Положение об окружных соревнованиях по подводной робототехнике
Видео о соревнованиях по подводной робототехнике в 2022 году
Система наставничества в МАОУ "Лицей № 176"
Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личностного развития в течение всей жизни. НАСТАВНИЧЕСТВО – «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника. Целью проекта, реализуемого в МАОУ «Лицей № 176», является создание экосистемы наставничества, способствующей повышению качества инженерного образования. В рамках проекта педагогическим коллективом лицея изучены современные тренды в кружковом движении НТИ, описана существующая экосистема кружкового движения научно-технологической направленности в МАОУ «Лицей №176» города Новосибирска, разработана модель наставничества в кружковом движении МАОУ г. Новосибирска «Лицей №176», внедрены эффективные механизмы стимулирования и непрерывного профессионального развития наставников в инженерном образовании, проанализирована эффективность внедряемых форматов и технологий, выработаны прогнозы и рекомендации к планированию действий, направленных на повышение эффективности реализации проекта. Реализация данного проекта способствовала повышению качества инженерного образования в лицее.
Инженерное командное соревнование по беспилотным авиационным системам "Квиддич на квадрокоптерах"
Хардатон «Квиддич на квадрокоптерах» - инженерное командное соревнование по беспилотным авиационным системам, разработанное командой лицейского технопарка МАОУ «Лицей № 176» по мотивам фильма о Гарри Поттере и реализованное совместно с Практиками будущего Кружкового движения НТИ в 2020 году (по итогам победы во Всероссийском конкурсе кружков). В мероприятии инженерной направленности приняло участие 100 человек (обучающиеся и наставники команд обучающихся общеобразовательных организаций города Новосибирска). Команды соревновались в сборке, управлении, моделировании и программировании квадрокоптеров. Итоговым мероприятием стала захватывающая битва на квадрокоптерах – квиддич. Мероприятие было направлено на развитие инженерных компетенций школьников и повышение мотивации к занятиям техническим творчеством.
Справочно: команда лицейского технопарка представляла мероприятие на международном конкурсе проектов по беспилотным авиационным системам Copter Hack-2021, где заняла 7 место из 50 команд.